Развитие якутского интернета. Май 2010 г.

 

В мае 2010 г. компания "СахаИнтернет" провела очередное социологическое исследование, с целью определения количества пользователей сети Интернет и портала Ykt.Ru в Якутске. >>>

 В прошлые годы базой исследования служили данные случайного телефонного обзвона. В исследовании этого года мы решили изменить методику. Основанием для этого послужил факт постепенного снижения количества семей со стационарными телефонами - по данным блиц-опроса на Ykt.Ru от 15 марта 2010 г., это уже более трети от числа ответивших на вопрос. Указанное снижение подтверждается отчетами ОАО "Сахателеком" (*): если в 2007 г. в городах РС(Я) было 37 телефонных подключений на 100 жителей, то в 2008 г. это значение снизилось до 33.

Данных за 2009 г. в открытых источниках мы не обнаружили, при обращении в пресс-служба СТК мы получили подтверждение, что указанная информация на сайте компании пока не опубликована. Можно предположить, что число телефонов уменьшилось до 30 на 100 или даже ниже. Репрезентативность выборки при случайном телефонном обзвоне снизилась до того уровня, при котором появилась необходимость использования новой методики, охватывающей подавляющую часть населения.
Выбор пал на опросы со случайной выборкой в общественном месте, где можно встретить представителей всех возрастов, полов, национальностей и социальных групп: продовольственных магазинах. По данным проведенного на ykt.ru опроса "В каких общественных местах вы бываете часто?" с большим отрывом лидировал вариант "продовольственные магазины" с 60,8% (на втором месте "торговые центры" с 27,1%).
Объем выборки при опросе в магазинах, как и в прошлые годы, был определен в 200 человек. Количество респондентов определено как адекватное для Якутска, на основании рекомендаций фонда Гэллапа (***). По данным последней переписи населения 2002 г. (**) в городах Якутии население распределено по возрастным группам в следующем порядке:

На основании этого, было определено количество опрашиваемых респондентов в разных возрастных и половых группах:

Всех респондентов до 14 лет мы отнесли к группе, заведомо не пользующихся интернетом, приравняв их ответы на вопрос "пользуетесь ли вы интернетом" к отрицательному. Это сделано на основании интернет-опросов, показывающих крайне низкие значения интернет-пользователей в детской возрастной группе, а также в целях введения в данные исследования снижающего фактора, компенсирующего небольшой повышающий фактор - отсутствие в продовольственных магазинах той части населения, которая не пользуется или слабо пользуется интернетом. Это в первую очередь людей с ограниченными физическими возможностями, в силу возраста или болезни.
С вычетом 53 человек в возрасте до 14 лет было опрошено плановое число респондентов - 200 человек. Опрос проводился внутри или на входе продовольственных магазинов в основных районах города, от Сайсар до Столичного рынка, от супермаркетов класса "Токко" или "Амсай", до небольших продуктовых магазинчиков. У интервьюверов была установка обращаться с вопросами ко всем посетителям магазинов, подходящим к заданным квотам по возрасту и полу, случайным образом, невзирая на социальный статус, национальность, презентабельность, личные симпатии или антипатии, включая даже например бомжей, которые сразу приравнивались к непользователям.

Задавались вопросы:
1. Являетесь ли вы пользователем Интернет?
2. Являетесь ли вы пользователем Ykt.Ru?
3. Какие другие местные и российские порталы вы посещаете?

Критерий определения является человек пользователем или нет, при анкетировании не назывался, решение принимал респондент самостоятельно.

Распределение ответов на вопросы:

Вопрос №1. Являетесь ли вы пользователем Интернет?

1. Общее распределение ответов

Да 52,0%, Нет 48,0% (май 2009 г: Да 47,26%, Нет 52,74% , май 2008 г: Да 41%, Нет 59%)


Диаграмма 1. Пользователи/не пользователи интернет (возрастная группа от 14 лет)

1.2. Динамика роста доли пользователей:


Диаграмма 2. Доля пользователей интернет по возрастным группам

1.3. Распределение ответов по полам:


Диаграмма 3. Доля пользователей интернет по полам (возрастная группа от 14 лет)

Основные выводы:
*Число положительно ответивших на вопрос об использовании интернета увеличилось за год на 4,74%, число ответивших отрицательно уменьшилось на то же значение. Впервые более половины респондентов ответили утвердительно.
*Заметный рост в среде молодежи 15-19 лет (+8%) и среди людей старше 50 лет (+11,6%).
*Продолжается активный рост числа пользователей - женщин. Разрыв с мужчинами, составлявший два года назад немногим менее 20%, сокращен почти наполовину.

Вопрос №2. Являетесь ли вы пользователем Ykt.Ru?

Да: 85 человек (81,7% от общего числа пользователей Интернет), Нет: 19 (18,3%)
Май 2009 г., Да 84,21%, Нет 15,79%
Май 2008 г.: Да 73,2%, Нет 26,8%

Ykt.Ru по прежнему уверенно занимает положение неоспоримого лидера в якутском сегменте world wide web.

Вопрос №3. Какие другие порталы вы посещаете?

Назывался ряд известных порталов, в числе которых VKontakte.Ru (38,5%), Mail.Ru (26%), Rambler.Ru (11,5%), Google (8,7%).

Оценка численности интернет-аудитории.

По данным Госкомстата на 01.04.2009 г., предоставленным компании "СахаИнтернет" Мэрией г.Якутска, в ГО "Якутск" проживает всего 285 700 человек (Якутск с пригородами, кроме Жатая), из них 274 900 человек живет непосредственно в Якутске. Берем последнее значение за основу оценки.

Распределение населения по возрастным группам:

Итак, результаты оценки:

1. Количество пользователей интернет в г.Якутске,

Всего: 113 584. Округление до сотни: 113,6 тысяч человек.

Рост за год примерно на 8 тыс. человек или на 7,3%, в целом по России 20% (****). Можно предположить, что рост по РС(Я) отстает от общероссийских значений в силу высоких цен на интернет.


Диаграмма 4. Рост количества пользователей Интернет в Якутске в 2001-2009 г.


Диаграмма 5. Рост количества пользователей Интернет в Якутске на фоне роста населения

2. Степень интернетизации населения г.Якутска
113 600 от 274 900 = 41,3%


Диаграмма 6. Доля интернет-пользователей во всем населении Якутска

Значение в 41,3% хорошо соответствует оценкам других источников, например в отчете компании Яндекс (****) cтепень интернетизации населения по Дальневосточному федеральному округу, включая городское и сельское население, оценивается в 38% (Яндекс, весна 2010 г.).
Для сравнения: уровень проникновения интернета в Москве в 2009 г. по тем же данным "Яндекса" составил 59%, в странах Северной Европы по данным European Internet Statistics: Исландия 90%, Норвегия 86%, Финляндии 83%, Нидерланды 82,9%, Швеция 80,7% (*****). Таким образом, потенциал роста якутского интернета еще огромен.

3. Оценка количества пользователей Ykt.Ru в г. Якутске

113 600 * 81,7% = 92 811. Округление до сотен: 92,8 тысячи человек.

Можно также оценить общее количество пользователей Ykt.Ru, используя итоги опроса по месту жительства пользователей. Если жители Якутска составляют примерно 75,6% пользователей Ykt.Ru и их число равно 92,8 тысяч человек, то общее число людей, кто относит себя к пользователям Ykt.Ru можно оценить в 122,7 тысяч человек (в 2009 г. 111 тыс., в 2008 г. 80,2 тыс.)


Диаграмма 7. Рост аудитории Ykt.Ru

Эти значения можно сравнить с данными замеров в новой рекламной системе Ykt.Ru, проведенных в апреле 2010 г. (http://www.ykt.ru/stats.htm):


В колонках приведены данные по уникальным посетителям, определяемых через метки в cookie-файлы браузеров пользователей. Эти данные точно определяют число уникальных браузеров, посетивших тот или иной ресурс. Разница между данными статистики в 166 тыс. человек и данными оценки в 122,7 тыс. человек, обусловлена в первую очередь, что часть посетителей из внешнего интернета приходит на Ykt.Ru по гиперссылкам и не является постоянными пользователями портала, частично тем, что многие пользователи заходят на портал из разных мест - с работы, дома, учебы, мобильного телефона, увеличивая статистику уникальных посетителей.
Интересно, что однозначным лидером по посещаемости является не главная страница Ykt.Ru, а страница просмотра новостей Курсор.Ru, на которой в апреле 2010 г. зафиксировано более 219 тысяч уникальных посетителей, в марте 2010 г. более 229 тыс. Из других высокорейтинговых ресурсов сети Ykt.Ru можно отметить Joker (41 тыс.), Доску объявлений (36 тыс.), поисковую систему Якнет.Ру (44 тыс.), Печкин-онлайн (26 тыс.), Дневники (21,7 тыс. за первые 2 недели мая 2010 г)


Диаграмма 8. ТОП-рейтинговых ресурсов Ykt.Ru, включенных в замеры (уникальных посетителей)

Лидирующими форумами являются "Мужчины и женщины" (37 тыс.), "Кому за" (33 тыс.), "Кэпсээ" и "Автофорум" (по 30 тыс.).


Диаграмма 9. ТОП форумов Ykt.Ru, включенных в замеры (уникальных посетителей)

4. Факторы возможной погрешности:

1. Из оценки полностью исключены дети младше 15 лет. Несмотря на малое количество интернет-пользователей в этой категории, они все же есть. Тип искажения: занижение оценки.
2. Опросом не охвачены люди, не посещающие продуктовые магазины в силу состояния здоровья или возраста, и, как правило, не пользующиеся интернетом. Тип искажения: завышение оценки.
3. Неточные данные по количеству жителей г.Якутска. По неофициальным данным число жителей в Якутске уже превысило 300 тысяч человек. Тип искажения: занижение оценки.
4. В базовое количество жителей Якутска (274 900 человек), использованное для экстраполяции, не вошли жители пригородов. Несмотря на относительно низкий уровень интернетизации в настоящее время, жители пригородов, особенно крупных, таких как Жатай и Марха, в настоящее время активно подключаются к интернету, в том числе через мобильных операторов. Тип искажения: занижение оценки.
Вывод: завышающие оценку факторы компенсируются занижающими.

Благодарим всех жителей Якутска, кто ответил на вопросы во время исследования!
Проведение оценки интернет-аудитории - очень важна для понимания процессов развития как якутского интернета, так и в целом общества.


Источники:
* http://telecom.sakha.ru/
** данные всероссийской переписи населения 2002 г., данные по РС(Я)
***
Цитата: "свойство случайных ошибок уменьшаться при возрастании объема выборочной совокупности делает бессмысленными обследования огромных массивов, которые предпринимаются чаще всего с целью произвести впечатление на профессионально неподготовленного заказчика. Даже национальные выборки достаточно малы". Для общенациональных опросов в США (более 300 млн. жителей) объем выборки составляет 1500 респондентов".
**** http://download.yandex.ru/company/ya_regions_report_spring_2010.pdf
***** http://proit.com.ua/digest/internet/2009/03/27/102322.html

Использование настоящего материала разрешается в некоммерческих целях и с упоминанием авторства компании "СахаИнтернет" и полной гиперссылки на пресс-релиз на Ykt.Ru или Sakhainternet.Ru.